«ДОН ЖУАН» В ПОСТАНОВКЕ МАЛОГО
Малый театр готовится к премьере. Спектакль «Дон Жуан» по драматической поэме Алексея Толстого поставил Александр Клюквин. Для народного артиста, актера Малого – это режиссерский дебют. Первая официальная встреча со зрителем назначена на конец января, но труппа уже продемонстрировала полную готовность к премьере – при полном зрительном зале состоялся первый показ. Рассказывают
«Новости культуры».
Видеорепортаж телеканала «Культура»
В ботфортах из кожи, с приклеенными усами, под два метра ростом, когда в коридоры Малого выходит Алексей Фаддеев - женские сердца капитулируют, сдаются сразу, без сопротивления. Он и внешне, словно настоящий Дон Жуан: победитель, покоритель, соблазнитель, но на сцене – ни одного штампа и стереотипа, сплошные поиски.
Алексей Фаддеев, исполнитель роли Дон Жуана: «Спектакль говорит об искании любви, чистоте в любви, света в любви и любви как основополагающей всего, что происходит на Земле».
Александр Клюквин, кажется, никак не найдет себе места, нервно ходит по тем же коридорам театра, волнуется, это его первая постановка как режиссера. Да еще такая драматическая, в стихах, длинная, на 80 страниц мелким шрифтом, одна из самых сложных поэм Алексея Толстого. С таким количеством вопросов, что Клюквин ее и вовсе назовет философской. После третьего звонка скромно сядет у входа: смотреть, как реагирует зал.
Эта премьера для него двойная, Клюквин не только режиссер, автор стихов, здесь вообще очень много от него. Авторский текст Толстого режиссер сократил, слова одних – отдал другим, от некоторых персонажей и вовсе избавился.
Александр Клюквин, режиссер спектакля, народный артист России: «Мы когда работали, с большим пиететом относились к Алексею Константиновичу, идея мне кажется, сохранена, мы ничего не корежили, ничего не меняли с плюса на минус».
Дон Жуан здесь - человек, опередивший время, романтик, ищущий идеала, любви – в каждом, даже мимолетном любовном приключении. Средневековая Испания – в костюмах, танцах, музыке, и один, чуть ли не самый главный персонаж.
Сатана-искуситель, спорящий с Богом, задающий вопросы, на которые так сложно ответить, все, что творится на сцене, кажется – это он и придумал. Это его интрига и его бал, и это тоже задумка режиссера, изначально, в поэме такого не было. Почему для режиссерского дебюта Клюквин из всей мировой литературы выбрал именно этого Дон Жуана, говорит, посоветовал Юрий Соломин, сейчас режиссер-дебютант уверяет, Алексея Толстого сыграют, театр большой, хоть и Малый.
«Культура», 10 января 2011 года.