Новости

АЛЕКСАНДР ПОТАПОВ: ПРЕЛЕСТЬ НАШЕЙ ПРОФЕССИИ В ТОМ, ЧТО ТРУДИШЬСЯ В ХОРОШЕЙ КОМПАНИИ

АЛЕКСАНДР ПОТАПОВ: ПРЕЛЕСТЬ НАШЕЙ ПРОФЕССИИ В ТОМ, ЧТО ТРУДИШЬСЯ В ХОРОШЕЙ КОМПАНИИ

В Казани продолжаются гастроли Государственного академического Малого театра. Москвичи привезли свои лучшие, легендарные спектакли: «Ревизор», «Горе от ума», «На всякого мудреца довольно простоты», «Власть тьмы»... Особо стоит сказать о «Ревизоре». Когда-то Малый театр стал «первооткрывателем» этой пьесы. Нет, премьера «Ревизора» состоялась в 1836 году в Александринском театре. Однако именно спектакль Малого театра «принял» сам Гоголь.

Нынешняя постановка — режиссерский дебют художественного руководителя театра, народного артиста СССР Юрия Соломина. Когда-то он играл в этой пьесе Хлестакова вместе с Евгением Весником — Городничим. Сейчас роль Городничего исполняет народный артист России Александр Потапов. На сцене Малого театра он играет уже 50 лет. Кроме того, у него более 70 киноработ, в том числе в Голливуде. Его героев всегда отличает необыкновенный «аппетит к жизни», да и сам Александр Потапов поражает жизненной энергией, молодостью своей души. Общение с ним стало настоящим праздником. Таким же праздником, каким для него самого поныне является театр.

- Александр Сергеевич, Малый театр, как никакой другой, имеет права на бессмертную пьесу Гоголя, ведь их театру «даровал» сам классик...

- Да, мы можем показать даже место, где сидел Гоголь. Кресло, конечно, уже не то, но стены-то те...

- Тогда Городничего играл великий Щепкин... В вашем исполнении это уже не гротесковый персонаж, а личность — со своими слабостями, но и своими сильными сторонами... Как вы пришли к такому пониманию образа?

- Здесь дело, наверно, в менталитете... Ведь раньше было как, буржуи — плохие люди, а крестьяне — люди хорошие. Мы же понимаем, что это неправда. Среди тех и других встречаются разные люди. Если говорить о современных чиновниках — вы только столкнитесь с ними, это же страшно. Ты будешь бить себя в грудь, а он и пальцем не шевельнет, пока не дашь взятку. Но с другой стороны — посмотрите на этих людей изнутри. Они ведь настолько зависимы... Перед одним они будут сидеть вальяжно, с другого чуть ли не пылинки сдувать. Иначе им просто не усидеть. Это очень тяжелое дело... Каждый «маленький царь жизни» может попасть в такие же обстоятельства, что и Городничий. В этом смысле я верю в Бога — верю и знаю по своему жизненному опыту, что за нечестные поступки жизнь обязательно отплатит той же монетой.

- А какие были ощущения, когда вы узнали о распределении на роль Городничего?

- Ну, ничего с неба просто так не падает... Это была для меня третья постановка «Ревизора». Знаете, ведь у каждого есть своя старческая роль (смеется). Я видел много неудачных постановок «Ревизора» и несколько блестящих.

- Какие блестящие?

- «Ревизор» в постановке Игоря Ильинского. Он тоже исполнял роль Городничего, хотя был уже очень стар. Блестяще играл Городничего и замечательный артист нашего театра Евгений Яковлевич Весник. И вообще, я сделал для себя вывод, что Малый к юмору относится по-особому: по-настоящему смешно не тогда, когда тебя смешат. Надо искать в комедии трагедию, а в трагедии — комедию. Тогда будет смешно. Тогда это и будет правдой. Мой Городничий — это симбиоз актерских работ и, конечно, моего собственного видения.

- Александр Сергеевич, вашим мастером в Театральном училище имени Щепкина был легендарный артист МХТ Леонид Волков, соратник Станиславского и его партнер по сцене. Какие фразы, заветы вашего мастера особенно вам запомнились?

- Вы знаете, у меня был очень мягкий, спокойный мастер. Он часто говорил, что мы должны быть здоровы, потому что без хорошего здоровья в театре не сделаешь ничего. «Береги здоровье, если хочешь быть артистом», — говорил Леонид Андреевич. А еще он считал, что никаких гениев нет, никто ничего не сделает в одиночку. Потому что если партнер не поможет, не даст тебе «подушку», то и ты не «прыгнешь». «Запомните, — говорил он, — театр — это коллективное искусство».

- Малый называют верным хранителем традиций русской театральной школы. А что для вас является воплощением этих традиций?

- Вы знаете, не было бы Юрия Мефодиевича Соломина, не было бы современного Малого театра — ставили бы мы тоже пьесы под американцев, «новую драму»... Ведь что такое «традиция»? Как вам сказать... Любить родителей — это традиция? Это жизненная необходимость! Если у тебя нет понимания их роли в твоей жизни — ты никогда не станешь приличным человеком. Это как дважды два. А в чем для меня впервые выразилась эта традиция Малого театра... Это было настоящее потрясение. Помню, будучи еще почти мальчишкой, я бежал по театральному фойе, что-то пел, чуть ли не кричал. И вдруг вижу — о боже! — сидят Царев, Турчанинова, Яблочкина... Знаменитые актеры, а Царев вообще директор театра! Я, естественно, испугался. Жду, что Царев встанет сейчас и отчитает меня — дескать, что же вы так орете, как смеете кричать в этих стенах. А он встал и первым делом мне сказал: «Здравствуйте». Человек, который мог меня просто «из куля в рогожу», первым со мной поздоровался. Вот что для меня традиции Малого театра...

- А что вас больше всего раздражает в современном театре?

- Целенаправленное разрушение нашей культуры. Западный театр, я считаю, — это катастрофа. Это распад театрального искусства. Недавно посмотрел в «Современнике» «Горе от ума». Поставил приезжий режиссер, литовец. Ставить пьесу о русском дворянстве, о нашей ментальности, о наших традициях как что-то деревенское, где Фамусов — грубый человек в халате рубит на пеньке книги топором, а Софья бегает за поленницу к цинковому ведру?.. По-моему, этот режиссер просто не воспринимает нашу культуру и не понимает ее. Для меня что главное в этой пьесе? Мне нравится, что Чацкий высокообразован, я вижу, что он ищет в людях и как он к ним относится... А тот режиссер увидел только дикость нашей жизни. Театр сейчас приблизительно так и устроен — самовыражение на первом месте. Или то, как Серебренников интерпретировал «Лес» Островского в МХТ... Это ложь. Эти спектакли — не праздник. Их цель — удивить. И самое страшное, что они ничего не дают зрителю.

- Большинство зрителей знают вас по киноработам. Сейчас, оглядываясь назад, вы можете сказать, что дал вам кинематограф и что — театр?

- Поначалу я думал, что театр — это главное. Мне очень много предлагали сниматься, но я не все предложения принимал, так как театр был на первом месте. Потом наступил период, когда я корил себя за то, что не снимался больше. Но сейчас, когда прошло время, я понимаю, что театр остался театром, а кино уже ничто по сравнению с телевидением. Вот сейчас я снялся у Прошкина в фильме «Чудо» в роли Хрущева. И, по-моему, она получилась. Во многом, кстати, благодаря тому, что когда-то я снялся с Роланом Быковым в фильме «Серые волки», где сыграл сына Хрущева. Но где этот фильм сейчас увидишь? А ведь он получил награду на Московском кинофестивале, поехал на Венецианский... Театр — это великая вещь, одно из непременных условий жизни городского человека, которое дает ощущение ее полноты. Это как дарить цветы любимой женщине — ты можешь дарить их, а можешь не дарить. Это твое дело, хочешь ты получить эти эмоции или нет.

- Спрашиваете ли вы себя, зачем пришли в эту профессию?

- Вы знаете, у меня первая жена была актриса. Когда мы с ней ссорились, она вопрошала: «Ну вот зачем ты стал артистом?» Я отвечал: «Потому что вырос в военной среде и уже устал от этого к 18 годам. Мне хотелось чего-то другого». «Ну вот, в этом весь ты, — говорила она. — А я хотела нести людям прекрасное». Я всегда громко смеялся, но объяснить ей не мог... Для того чтобы дарить прекрасное на сцене, надо понюхать очень много пороху. Надо очень много трудиться. Но вся прелесть нашей профессии в том, что ты трудишься в прекрасной компании.

- Не могу не задать вопрос о Казани. Какие у вас ассоциации с нашим городом? И разглядели ли вы его в такую пасмурную погоду?

- Что вы, Казань очень красивый город. По-моему, вам повезло. Ведь мы очень много ездим, видим много театров. Вот, например, в некоторых городах фасад театра очень богатый, а зайдешь за кулисы — тесные гримерные, грязь... Чем мне нравится театр Камала — здесь что зрительская часть, что профессиональная одинаково удобны и красивы. Это очень важно. А сам город... Это ведь старейший культурный центр — университетский! Мне нравится, что здесь есть симбиоз культур — я это вижу. Здесь родились Шаляпин, другие великие люди — и это не может пройти даром.... Ну и, конечно, Качалов — знаменитый артист МХАТа, который уезжать отсюда не хотел. Еще в училище я слышал эту легенду: когда Качалову позвонили и сказали, что его приглашает к себе в театр Станиславский, он ответил: «В Москве знают Станиславского, а в Казани знают Качалова».



Айгуль ДАВЛЕТШИНА


Республика Татарстан, 26 сентября 2009 года


Дата публикации: 05.10.2009
АЛЕКСАНДР ПОТАПОВ: ПРЕЛЕСТЬ НАШЕЙ ПРОФЕССИИ В ТОМ, ЧТО ТРУДИШЬСЯ В ХОРОШЕЙ КОМПАНИИ

В Казани продолжаются гастроли Государственного академического Малого театра. Москвичи привезли свои лучшие, легендарные спектакли: «Ревизор», «Горе от ума», «На всякого мудреца довольно простоты», «Власть тьмы»... Особо стоит сказать о «Ревизоре». Когда-то Малый театр стал «первооткрывателем» этой пьесы. Нет, премьера «Ревизора» состоялась в 1836 году в Александринском театре. Однако именно спектакль Малого театра «принял» сам Гоголь.

Нынешняя постановка — режиссерский дебют художественного руководителя театра, народного артиста СССР Юрия Соломина. Когда-то он играл в этой пьесе Хлестакова вместе с Евгением Весником — Городничим. Сейчас роль Городничего исполняет народный артист России Александр Потапов. На сцене Малого театра он играет уже 50 лет. Кроме того, у него более 70 киноработ, в том числе в Голливуде. Его героев всегда отличает необыкновенный «аппетит к жизни», да и сам Александр Потапов поражает жизненной энергией, молодостью своей души. Общение с ним стало настоящим праздником. Таким же праздником, каким для него самого поныне является театр.

- Александр Сергеевич, Малый театр, как никакой другой, имеет права на бессмертную пьесу Гоголя, ведь их театру «даровал» сам классик...

- Да, мы можем показать даже место, где сидел Гоголь. Кресло, конечно, уже не то, но стены-то те...

- Тогда Городничего играл великий Щепкин... В вашем исполнении это уже не гротесковый персонаж, а личность — со своими слабостями, но и своими сильными сторонами... Как вы пришли к такому пониманию образа?

- Здесь дело, наверно, в менталитете... Ведь раньше было как, буржуи — плохие люди, а крестьяне — люди хорошие. Мы же понимаем, что это неправда. Среди тех и других встречаются разные люди. Если говорить о современных чиновниках — вы только столкнитесь с ними, это же страшно. Ты будешь бить себя в грудь, а он и пальцем не шевельнет, пока не дашь взятку. Но с другой стороны — посмотрите на этих людей изнутри. Они ведь настолько зависимы... Перед одним они будут сидеть вальяжно, с другого чуть ли не пылинки сдувать. Иначе им просто не усидеть. Это очень тяжелое дело... Каждый «маленький царь жизни» может попасть в такие же обстоятельства, что и Городничий. В этом смысле я верю в Бога — верю и знаю по своему жизненному опыту, что за нечестные поступки жизнь обязательно отплатит той же монетой.

- А какие были ощущения, когда вы узнали о распределении на роль Городничего?

- Ну, ничего с неба просто так не падает... Это была для меня третья постановка «Ревизора». Знаете, ведь у каждого есть своя старческая роль (смеется). Я видел много неудачных постановок «Ревизора» и несколько блестящих.

- Какие блестящие?

- «Ревизор» в постановке Игоря Ильинского. Он тоже исполнял роль Городничего, хотя был уже очень стар. Блестяще играл Городничего и замечательный артист нашего театра Евгений Яковлевич Весник. И вообще, я сделал для себя вывод, что Малый к юмору относится по-особому: по-настоящему смешно не тогда, когда тебя смешат. Надо искать в комедии трагедию, а в трагедии — комедию. Тогда будет смешно. Тогда это и будет правдой. Мой Городничий — это симбиоз актерских работ и, конечно, моего собственного видения.

- Александр Сергеевич, вашим мастером в Театральном училище имени Щепкина был легендарный артист МХТ Леонид Волков, соратник Станиславского и его партнер по сцене. Какие фразы, заветы вашего мастера особенно вам запомнились?

- Вы знаете, у меня был очень мягкий, спокойный мастер. Он часто говорил, что мы должны быть здоровы, потому что без хорошего здоровья в театре не сделаешь ничего. «Береги здоровье, если хочешь быть артистом», — говорил Леонид Андреевич. А еще он считал, что никаких гениев нет, никто ничего не сделает в одиночку. Потому что если партнер не поможет, не даст тебе «подушку», то и ты не «прыгнешь». «Запомните, — говорил он, — театр — это коллективное искусство».

- Малый называют верным хранителем традиций русской театральной школы. А что для вас является воплощением этих традиций?

- Вы знаете, не было бы Юрия Мефодиевича Соломина, не было бы современного Малого театра — ставили бы мы тоже пьесы под американцев, «новую драму»... Ведь что такое «традиция»? Как вам сказать... Любить родителей — это традиция? Это жизненная необходимость! Если у тебя нет понимания их роли в твоей жизни — ты никогда не станешь приличным человеком. Это как дважды два. А в чем для меня впервые выразилась эта традиция Малого театра... Это было настоящее потрясение. Помню, будучи еще почти мальчишкой, я бежал по театральному фойе, что-то пел, чуть ли не кричал. И вдруг вижу — о боже! — сидят Царев, Турчанинова, Яблочкина... Знаменитые актеры, а Царев вообще директор театра! Я, естественно, испугался. Жду, что Царев встанет сейчас и отчитает меня — дескать, что же вы так орете, как смеете кричать в этих стенах. А он встал и первым делом мне сказал: «Здравствуйте». Человек, который мог меня просто «из куля в рогожу», первым со мной поздоровался. Вот что для меня традиции Малого театра...

- А что вас больше всего раздражает в современном театре?

- Целенаправленное разрушение нашей культуры. Западный театр, я считаю, — это катастрофа. Это распад театрального искусства. Недавно посмотрел в «Современнике» «Горе от ума». Поставил приезжий режиссер, литовец. Ставить пьесу о русском дворянстве, о нашей ментальности, о наших традициях как что-то деревенское, где Фамусов — грубый человек в халате рубит на пеньке книги топором, а Софья бегает за поленницу к цинковому ведру?.. По-моему, этот режиссер просто не воспринимает нашу культуру и не понимает ее. Для меня что главное в этой пьесе? Мне нравится, что Чацкий высокообразован, я вижу, что он ищет в людях и как он к ним относится... А тот режиссер увидел только дикость нашей жизни. Театр сейчас приблизительно так и устроен — самовыражение на первом месте. Или то, как Серебренников интерпретировал «Лес» Островского в МХТ... Это ложь. Эти спектакли — не праздник. Их цель — удивить. И самое страшное, что они ничего не дают зрителю.

- Большинство зрителей знают вас по киноработам. Сейчас, оглядываясь назад, вы можете сказать, что дал вам кинематограф и что — театр?

- Поначалу я думал, что театр — это главное. Мне очень много предлагали сниматься, но я не все предложения принимал, так как театр был на первом месте. Потом наступил период, когда я корил себя за то, что не снимался больше. Но сейчас, когда прошло время, я понимаю, что театр остался театром, а кино уже ничто по сравнению с телевидением. Вот сейчас я снялся у Прошкина в фильме «Чудо» в роли Хрущева. И, по-моему, она получилась. Во многом, кстати, благодаря тому, что когда-то я снялся с Роланом Быковым в фильме «Серые волки», где сыграл сына Хрущева. Но где этот фильм сейчас увидишь? А ведь он получил награду на Московском кинофестивале, поехал на Венецианский... Театр — это великая вещь, одно из непременных условий жизни городского человека, которое дает ощущение ее полноты. Это как дарить цветы любимой женщине — ты можешь дарить их, а можешь не дарить. Это твое дело, хочешь ты получить эти эмоции или нет.

- Спрашиваете ли вы себя, зачем пришли в эту профессию?

- Вы знаете, у меня первая жена была актриса. Когда мы с ней ссорились, она вопрошала: «Ну вот зачем ты стал артистом?» Я отвечал: «Потому что вырос в военной среде и уже устал от этого к 18 годам. Мне хотелось чего-то другого». «Ну вот, в этом весь ты, — говорила она. — А я хотела нести людям прекрасное». Я всегда громко смеялся, но объяснить ей не мог... Для того чтобы дарить прекрасное на сцене, надо понюхать очень много пороху. Надо очень много трудиться. Но вся прелесть нашей профессии в том, что ты трудишься в прекрасной компании.

- Не могу не задать вопрос о Казани. Какие у вас ассоциации с нашим городом? И разглядели ли вы его в такую пасмурную погоду?

- Что вы, Казань очень красивый город. По-моему, вам повезло. Ведь мы очень много ездим, видим много театров. Вот, например, в некоторых городах фасад театра очень богатый, а зайдешь за кулисы — тесные гримерные, грязь... Чем мне нравится театр Камала — здесь что зрительская часть, что профессиональная одинаково удобны и красивы. Это очень важно. А сам город... Это ведь старейший культурный центр — университетский! Мне нравится, что здесь есть симбиоз культур — я это вижу. Здесь родились Шаляпин, другие великие люди — и это не может пройти даром.... Ну и, конечно, Качалов — знаменитый артист МХАТа, который уезжать отсюда не хотел. Еще в училище я слышал эту легенду: когда Качалову позвонили и сказали, что его приглашает к себе в театр Станиславский, он ответил: «В Москве знают Станиславского, а в Казани знают Качалова».



Айгуль ДАВЛЕТШИНА


Республика Татарстан, 26 сентября 2009 года


Дата публикации: 05.10.2009