АКТЕР ЮРИЙ КАЮРОВ: «Я ПОЛЮБИЛ ЛЕНИНА ТАКИМ, КАКИМ УВИДЕЛ»
АКТЕР ЮРИЙ КАЮРОВ: «Я ПОЛЮБИЛ ЛЕНИНА ТАКИМ, КАКИМ УВИДЕЛ»
30 сентября свой 80-летний юбилей отметит артист Малого театра Юрий Каюров. На сцену этого театра он выходит уже 40 лет. А прославился Юрий Каюров после исполнения роли Ленина. В 1961 году он сыграл молодого Ленина в фильме «В начале века». После удачного дебюта лениниана растянулась для Каюрова на полтора десятилетия, и всего он сыграл Ленина 18 раз. В 1967 году его пригласили в Малый. Накануне юбилея Юрий Каюров дал интервью корреспонденту «Газеты» Глебу Ситковскому.
- Говорят, что вы из крестьянской семьи и в театр попали после войны совершенно случайно.
- Так и есть. Мне было 17 лет, я служил на крейсере «Аврора», и нас стали водить во Дворец культуры имени Кирова. В конце 1940-х годов были в моде народные университеты литературы и искусства. И вот наш капитан-лейтенант по политчасти Бабурин водил нас в этот ДК. «Аврора» стояла на Васильевском острове, и мы по Прямой линии туда ходили и слушали лекции. Там были известные профессора, все преподавалось на высоком уровне. Случайно наткнулся на объявление о наборе в театральную студию. Подошел к девушке и говорю: «Запишите меня». Так и попал в студию, руководителями которой были Ирина Всеволодовна Мейерхольд и Василий Васильевич Меркурьев.
- А вы вообще что-нибудь знали тогда о театре? Спектаклей много видели?
- Совсем немного. Это была для меня совершенно неизведанная сфера. А пошел в студию только потому, что служить на «Авроре» было скучно. Она была заржавленная, а мы приводили ее в порядок после войны. Хотелось как-то отвлечься. Но постепенно театр меня затянул.
- Василий Меркурьев был знаменитым актером Александринки. Получается, вы получили школу императорских театров?
- Так и есть. И Малый театр, где я сейчас служу, — тоже императорский. Ничего в жизни случайного не бывает. Может, потому я сюда и попал, что такую школу прошел.
- Вы в первый раз исполнили роль Ленина в 1961 году. Вы к нему тогда восторженно относились?
- Ну не то что восторженно. Ленин был символом для нас, чем-то отдаленным и недосягаемым. Когда я получил эту роль, то заинтересовался им уже как личностью. Для меня главным ориентиром был документальный фильм «Живой Ленин», где он был снят при жизни. Это документальные кадры, которые смонтировал Михаил Ильич Ромм.
- Это там, где он бревно на субботнике тащит?
- Все бы вам это бревно в глазу! Никакое не бревно. Сидит, с кем-то разговаривает, кошечка у него на коленях. С Бонч-Бруевичем беседует после ранения в 1918 году. Я смотрел на живого Ленина, и он мне там безумно понравился как человек. Он был обаятельным, и в глазах была доброта. Я его полюбил таким, каким увидел. Мне хотелось показать его доброту и ум.
- Чтобы сыграть своего героя, надо полюбить его. А было ли вам обидно, когда, например, в перестройку про Ленина стали писать далеко не в восторженном тоне?
- Актерские задачи надо уметь отделять от исторического лица. Но неприятные ощущения, конечно, были. Ведь я играл Ленина и уверен, что действовал правильно. Я любил своего персонажа и хотел, чтоб его полюбили зрители.
- Скажите, пожалуйста, а вы видели фильм Александра Сокурова о Ленине?
- «Телец»? Видел. По-моему, это отвратительное зрелище. Эту патологию нельзя тащить на экран. Искусство должно быть искусством, а не препарированием трупов. Нельзя в кино показывать болезнь. Искусство должно нести на себе здоровый отпечаток во всех отношениях. И люди, которые ходят по экрану, должны быть нормальными, здоровыми. А не такими, как нынешние бандиты в современном кино.
- Давайте отвлечемся от этой темы и приблизимся к тому, как вы попали в Малый театр 40 лет назад.
- Приблизимся? (смеется). Да скоро уж отдаляться придется. Возраст такой, что скоро нужно будет сказать себе: «Пора, мой друг, пора, покоя сердце просит». 40 лет я уже в Малом театре. В 1967 году в ноябре я пришел в Малый театр из Саратовского театра. Им нужен был исполнитель на роль Ленина. Главным режиссером Малого театра тогда был Евгений Рубенович Симонов, и он написал пьесу в стихах о Джоне Риде, в которой участвовал и Ленин. Так я и попал к ним. Но дальше я играл в Малом театре уже совсем другие роли.
- Чего вам сегодня больше всего хочется?
- Держаться в той форме, которая помогает выходить на эту сцену. А чего еще желать? Вот сегодня солнце светит, небо синее, и мне, конечно, хочется еще и еще раз это увидеть.
Источник: Газета
Дата: 28.09.2007
Дата публикации: 28.09.2007