«Листая старые подшивки»
ПОЗДНЕЕ ПРИЗНАНИЕ
Юрий КАЮРОВ отвечает на вопрос журнала «Театральная жизнь», «какое событие в своей творческой жизни на сцене Малого театра вы считаете главным и значительным?»
Одно из самых впечатляющих событий моей тридцатилетней жизни в Малом театре связано с первой работой на его сцене. 1969 год. В Доме Островского, в пьесе Островского «Бешеные деньги» я назначен на роль Саввы Василькова. Ставит спектакль замечательный режиссер Леонид Викторович Варпаховский. Партнеры -
Елена Шатрова,
Владимир Кенигсон,
Никита Подгорный и... Элина Быстрицкая - Лидия Чебоксарова. Как и Васильков, я приехал в Москву из провинции (после пятнадцати лет работы в Саратовском театре) и, как и он - Чебоксаровой, не мог не увлечься ее исполнительницей. До этого я видел красавицу Быстрицкую в кино. А тут... не просто партнерша по сцене, но реальная, живая, восхитительная женщина, в которую влюблен мой герой. Где театр? Где жизнь? Все перемешалось, переплелось: Быстрицкая - Васильков, Чебоксарова - я... Репетировалось, игралось очень легко и радостно. Ведь я в такой форме мог, признаюсь, высказать, выявить свои собственные чувства. Догадывалась ли тогда Элина Авраамовна о них или приняла особую пылкость и правдивость моего Василькова за удачную находку зерна образа, - до сих пор не знаю.
Помню, после премьеры ко мне подошла одна наша актриса и сказала: «Как вы ее любите!» Я не стал уточнять, кого она имела в виду.
Спектакль был большой удачей театра, артистов, режиссера. Об этом свидетельствую не только я, но и пресса тех лет. Если уж такой строгий критик, как Александр Аникст, хвалил нас, значит, было за что.
Для меня же он был дорог как дебют на сцене прославленного театра, как начало нового этапа творческой жизни и как значительное событие в истории моих неактерских чувств.
Играли мы спектакль долго. Прошел он раз триста. Кому еще так повезло: триста раз играть - прожить любовь своего героя?!
«Театральная жизнь», 1998, №7