ЛУЧШЕЕ ЛЕКАРСТВО ОТ БОЛЕЗНИ – СМЕХ
Так считают Мольер и актеры Малого театра
На императорской сцене появился спектакль, который остроумцы тут же назвали откликом на медицинскую реформу: «Мнимый больной». Так уж совпало — и сделало постановку Сергея Женовача по пьесе Жанна Батиста Мольера почти что злободневной. Фразы героев типа: «Больные обязаны платить деньги врачам, а выздоравливать — это их дело» или «Люди умирают не от болезней, а от лекарств» -встречались публикой «на бис». Главный же мнимый больной Арган в исполнении Василия Бочкарева, идущий на поводу у врачей-шарлатанов, был не только смешон, но и по-детски доверчив, его хотелось пожалеть.
Судя по тому, какие ядовитые стрелы автор пьесы метал в адрес эскулапов, он I мало верил в медицину и полагался в основном на волшебную силу природы, в чем и пытался убедить зрителей
«Комеди Франсез». В Малом театре Мольер ставился редко, уж слишком его «школа представления» расходилась с психологически подробной манерой игры наследников Щепкина. Поэтому Сергей Женовач со своей командой актеров, «спевшихся» на комедии Островского «Правда — хорошо, а счастье лучше» и получивших за нее Государственную премию России, совершили прорыв в незнакомую для себя область и доказали, что они могут юморить и хулиганить не хуже французов. Причем на опасной территории «телесного низа». Ведь Арган ежедневно подвергается медицинским экзекуциям: то ему клизму ставят, то желудок промывают, в результате чего он постоянно бегает в туалет. И свершается это в самый неподходящий момент: тут хочется аппетитной женушке ручки целовать, а желудок бунтует, или при гостях «цирлих-манирлих» держать, а все мысли о том, как бы прилюдно не оскандалиться.
В комедии положений подобного рода «приколы» использовались всегда, против них даже король не возражал, поскольку это было связано с народным соленым юмором, высмеивающим человеческие слабости и пороки. Надо сказать, что у каждого героя спектакля есть свой маленький изъян. К примеру, брат Аргана Беральд — обжора. Он сам себе врач, и лучшим лекарством для него является пирожное. На эту тему Александр Клюквин разыгрывает целую интермедию. Удобно устроившись в кресле, он минуты три с аппетитом поглощает огромный кусок торта, да так, что у зрителей начинают слюнки течь. После чего артист предлагает публике немедленно пройти в буфет и последовать его примеру.
Этого нет у Мольера, авторство этой репризы принадлежит режиссеру, который «нашпиговал» спектакль множеством подобных импровизаций, позволяющих актерам установить тесный контакт со зрительным залом. Это необходимо еще и потому, что речь идет о самом понятном для каждого человека — его здоровье, которое, как известно, «за деньги не купишь»... Ну а если попробуешь, как Арган, то можешь и разориться. Постепенно его богатый дом приходит в запустение, слуги не слушаются, ходят как сонные мухи, жена (Евгения Глушенко) заводит разговор о завещании, а дочь (Ольга Молочная) вынуждена держать круговую оборону, потому что отец решил выдать ее замуж за врача, чтобы иметь под боком своего лекаря.
Но комедия есть комедия, она должна заканчиваться благополучно. Закрытые ставни огромных окон распахиваются, солнечный свет проникает в ампирную залу, пропахшую лекарствами, микстуры летят в огонь, рецепты идут на туалетную бумагу, а красавица Анжелика все-таки соединяется с любимым Клеантом. Этого жизнерадостного героя удивительно легко и трепетно играет Глеб Подгородинский. Его молодость и обаяние настолько сокрушительны, а энергия так заражает, что, когда он появляется на сцене, хочется смотреть только на него: всегда приятно, когда «в здоровом теле — здоровый дух».
Мораль же сей комической истории такова: почаще улыбайтесь, поменьше прислушивайтесь, в каком боку кольнуло, наслаждайтесь вкусной, хорошей едой — и тогда старость вас дома не застанет, следовательно, со своим здоровьем вы справитесь сами, без медицинской реформы. Шутка. Но в этом что-то есть...
Любовь ЛЕБЕДИНА
«Труд», 25.10.2005
ОБСУДИТЬ В АНТРАКТЕ