ЛЕЧАЩИЙ ВРАЧ
ЛЕЧАЩИЙ ВРАЧ
Сергей Женовач поставил в Малом театре комедию Мольера «Мнимый больной»
Вот как хотите, а Малый театр для Сергея Женовача — правильное место. Третий спектакль он здесь ставит, и один другого лучше выходит. Какая-то глубинная, кровная связь тут открывается, от прошлых веков идущая, она, надо полагать, и делает эти спектакли такими радостными, нежными и теплыми. Женовач, всегда тяготевший к психологически подробным сочинениям русской литературы, Мольера ставит впервые, казалось, это не его материал. Простенькая комедия, напичканная всякого рода обманами и превращениями, — ну где тут развернуться режиссеру с запросами, «Мальчиков» Достоевского только что успешно поставившему? Тут ведь свое умение требуется, тут легкость нужна, чувство юмора и чувство меры, импровизационность и стиль особый, простотой и естественностью (а спектакли Женовача этим славятся) здесь не отделаешься. Трудно, конечно, но кто сказал, что ставить спектакли легко? Навалились всем миром, друг друга поддерживая, вот и вышел этот «Мнимый больной» таким славным, глазу и душе приятным, стильным, изящным и очень красивым.
Изысканнейший павильон из светлого дерева придумал сценограф Александр Боровский, чуть-чуть стилизованные пышные костюмы мольеровских времен сочинила Оксана Ярмольник, Дамир Исмагилов дивным мерцающим светом осветил сцену — персонажи, постоянно Женовачем работающие. Сработались так, что кажется, это одна семья. Семья и на сцене. Семейство чудака Аргана (Василий Бочкарев), который придумывает себе болезнь за болезнью с одной только целью — вызвать у окружающих сочувствие и любовь. С виду — чистая комедия положений, капризный отец тиранит дочь, под предводительством служанки домашние обводят его вокруг пальца, коварная вторая жена посрамлена и все в конце концов кончается всеобщим удовольствием. Но вот странность, не много ли в комедийной, непритязательной пьеске реплик о смерти: «Я скорей умру», «умру от тоски и страданья», и т. д.? Да и сам Мольер, кто помнит, умер, едва отыграв роль Аргана в этом последнем своем сочинении, где вволю наиздевался над медиками в частности и медициной вообще. Там, например, звучат такие вот слова о самом себе: «Будь я доктор, я бы отомстил ему (Мольеру. — «Итоги») за его дерзость. А если бы он заболел, я бы оставил его без всякой помощи». По Михаилу Булгакову, написавшему о Мольере роман и пьесу, ведь и в самом деле ни один из врачей не захотел прийти на помощь умирающему автору. В общем, смешно-то смешно, но отчего-то и грустно. А отчего, не сразу поймешь.
Ничего утяжеляющего сюжет в спектакле нет. Он сыгран легко, импровизационно, с такой радостной, счастливой любовью к общему делу, что диву даешься. Тут все на высоте, и Евгения Глушенко (Белина), и Александр Клюквин (Беральд), и Людмила Титова (Туанетта), и Глеб Подгородинский (Клеант), и все остальные. Предаавляют азартно, притворяются мастерски, чуть снисходительно в отношении глупца, обожающего болезни, А Василий Бочкарев играет Аргана так открыто, так по-детски простодушно и восторженно, его так легко все водят за нос, и он так счастлив обмануться, что жалость и сочувствие начинают мешаться со смехом совершенно естественно. «А не опасно притворяться мертвым?» — вскрикивает он в какой-то момент. Еще как опасно, знаете ли.
Марина Зайонц
«Итоги», 17 октября 2005 г.
Дата публикации: 19.10.2005