В Малом театре состоялась премьера спектакля “Идиот” по одному из самых мощных романов Федора Достоевского. Режиссер-постановщик Малого театра, народный артист России Андрей Житинкин поделился своими тайными мотивами, подвигнувшими его на этот рискованный шаг…
– 2021 год ЮНЕСКО был объявлен годом Достоевского и приурочен к 200-летию со дня рождения писателя. Вы поставили в Малом театре свою сценическую версию романа «Идиот». Почему именно этот роман сегодня показался вам актуальным?
– Потому что, как это ни парадоксально, но это самый популярный русский автор на западе, даже популярнее Чехова и Льва Толстого. Для зрителя западного Достоевский – это подчас фантастический криминальный сюжет, человеческие страсти и феномен русской души.
– «Идиот» имеет множество сценических, кино- и телеверсий. Конкуренция вас не пугает?
– Мне показалось, что настало время обратиться к самому яркому роману Достоевского «Идиот». Все до сих пор очень хорошо помнят версии Пырьева, Товстоногова, но в Малом театре никогда не было полноценной версии этого романа. Ермолова играла монологи Настасьи Филипповны, но такого масштабного прочтения романа не было.
Мне показалось, что сейчас это актуально, потому что сюжет постоянно крутится вокруг двух вещей – это любовь и деньги. Что может быть выше любви и почему любовь, в итоге, побеждает даже смерть. В нашей версии не будет никакого мрака. Я постарался сделать спектакль с трагическим, но светлым Достоевским. И на нашей первой встрече с актерами я сказал свою любимую фразу Цветаевой: «Творению предпочитаю творца…» И чтобы понять, что такое «Идиот», надо вспомнить, что у Федора Михайловича были те же самые симптомы болезни, что и у Мышкина, огромные куски романа – это его автобиография.
– Ваш спектакль не только о любви и деньгах. Он еще и о свободе. Это так?
– У нас в спектакле вопрос денег и возможности продавать любовь, торговать любовью, все эти мотивы невероятно бьют в сегодняшний день. Я уже не говорю о том, что Достоевский оставил гениальное завещание, сказав, что каждый человек, который захочет взять мои произведения, должен сделать свою версию… И это, с моей точки зрения, правильно, потому Достоевский подарил другим поколениям творческую свободу. Вот Виктор Розов в свое время взял один мотив из романа «Братья Карамазовы» и написал пьесу «Брат Алеша» и это был замечательный спектакль Анатолия Эфроса. Сейчас есть мюзиклы и так далее. Вот и мы в Малом театре предлагаем свою версию романа «Идиот». Мне было важно, чтобы Достоевский объединил и потрясающих мастеров Малого театра, народных артистов, таких как Людмила Полякова, Борис Невзоров, Александр Клюквин, Алена Охлупина, Владимир Носик, Валерий Афанасьев, Александр Вершинин. В неожиданном качестве зрители увидят и мастеров нового поколения Малого театра – Дмитрия Марина, Варвару Андрееву. Мышкин у нас Александр Дривень, Настасья Филипповна – Полина Долинская, а Рогожин – Александр Волков.
– Для вас этот спектакль все-таки не про деньги, а про любовь?
– Я считаю, что «Идиот» самый чувственный роман Достоевского. Там не любовные треугольники, там четырехугольники, пятиугольники, потому что Мышкин как комета, которая упала на Землю и обожгла всех, и все впитали его Свет. Этот спектакль яркий, с мощными энергетическими вспышками, потому что иначе сегодня и не может быть.
Елена Булова, "Мой дом Москва", 28 декабря 2021 года
В Малом театре состоялась премьера спектакля “Идиот” по одному из самых мощных романов Федора Достоевского. Режиссер-постановщик Малого театра, народный артист России Андрей Житинкин поделился своими тайными мотивами, подвигнувшими его на этот рискованный шаг…
– 2021 год ЮНЕСКО был объявлен годом Достоевского и приурочен к 200-летию со дня рождения писателя. Вы поставили в Малом театре свою сценическую версию романа «Идиот». Почему именно этот роман сегодня показался вам актуальным?
– Потому что, как это ни парадоксально, но это самый популярный русский автор на западе, даже популярнее Чехова и Льва Толстого. Для зрителя западного Достоевский – это подчас фантастический криминальный сюжет, человеческие страсти и феномен русской души.
– «Идиот» имеет множество сценических, кино- и телеверсий. Конкуренция вас не пугает?
– Мне показалось, что настало время обратиться к самому яркому роману Достоевского «Идиот». Все до сих пор очень хорошо помнят версии Пырьева, Товстоногова, но в Малом театре никогда не было полноценной версии этого романа. Ермолова играла монологи Настасьи Филипповны, но такого масштабного прочтения романа не было.
Мне показалось, что сейчас это актуально, потому что сюжет постоянно крутится вокруг двух вещей – это любовь и деньги. Что может быть выше любви и почему любовь, в итоге, побеждает даже смерть. В нашей версии не будет никакого мрака. Я постарался сделать спектакль с трагическим, но светлым Достоевским. И на нашей первой встрече с актерами я сказал свою любимую фразу Цветаевой: «Творению предпочитаю творца…» И чтобы понять, что такое «Идиот», надо вспомнить, что у Федора Михайловича были те же самые симптомы болезни, что и у Мышкина, огромные куски романа – это его автобиография.
– Ваш спектакль не только о любви и деньгах. Он еще и о свободе. Это так?
– У нас в спектакле вопрос денег и возможности продавать любовь, торговать любовью, все эти мотивы невероятно бьют в сегодняшний день. Я уже не говорю о том, что Достоевский оставил гениальное завещание, сказав, что каждый человек, который захочет взять мои произведения, должен сделать свою версию… И это, с моей точки зрения, правильно, потому Достоевский подарил другим поколениям творческую свободу. Вот Виктор Розов в свое время взял один мотив из романа «Братья Карамазовы» и написал пьесу «Брат Алеша» и это был замечательный спектакль Анатолия Эфроса. Сейчас есть мюзиклы и так далее. Вот и мы в Малом театре предлагаем свою версию романа «Идиот». Мне было важно, чтобы Достоевский объединил и потрясающих мастеров Малого театра, народных артистов, таких как Людмила Полякова, Борис Невзоров, Александр Клюквин, Алена Охлупина, Владимир Носик, Валерий Афанасьев, Александр Вершинин. В неожиданном качестве зрители увидят и мастеров нового поколения Малого театра – Дмитрия Марина, Варвару Андрееву. Мышкин у нас Александр Дривень, Настасья Филипповна – Полина Долинская, а Рогожин – Александр Волков.
– Для вас этот спектакль все-таки не про деньги, а про любовь?
– Я считаю, что «Идиот» самый чувственный роман Достоевского. Там не любовные треугольники, там четырехугольники, пятиугольники, потому что Мышкин как комета, которая упала на Землю и обожгла всех, и все впитали его Свет. Этот спектакль яркий, с мощными энергетическими вспышками, потому что иначе сегодня и не может быть.
Елена Булова, "Мой дом Москва", 28 декабря 2021 года