Новости

«ИДИОТ» В МАЛОМ ТЕАТРЕ

19 декабря 2021 года на Основной сцене Малого театра состоялась премьера спектакля «Идиот» по знаменитому роману нашего национального гения Ф.М. Достоевского.

Это второе обращение Малого театра ко второму роману из «великого пятикнижия» Федора Михайловича. Первая его инсценировка на сцене Малого увидела свет рампы в 1899 году. Спектакль прошел всего 8 раз, роль Настасьи Филипповны исполнила М.Н. Ермолова.

Таким образом, премьера второго «Идиота» в Малом театре — через 122 года к 200-летию Достоевского — была знаковая, историческая. Привыкнуть к незаполненному залу в день такой премьеры невозможно, но что поделать — издержки ковидного времени…

«Вся история в этом романе замешана на любви, страстях и деньгах. Продается любовь или нет? Этим начинается сюжет. Кажется, что да. Но потом выясняется, что нет! И ради любви можно жертвовать многим, в том числе и своей жизнью. В романе страшный финал. Его очень сложно сыграть сегодня, с нынешних позиций, с современной интонацией», — сказал режиссёр-постановщик, автор сценической версии и музыкального оформления спектакля народный артист РФ А.А. Житинкин в день первой читки, 25 июня 2021 года.

Художник-постановщик — А.Ю. Шаров. Художник по свету — заслуженный работник культуры РФ А.Е. Изотов.

Музыка, декорации и костюмы сосуществуют нераздельно в пространстве поэтического театра, технологическими тонкостями которого мастерски владеет Житинкин. Питательная среда Малого театра — изначально актёрская, крепкая, «щепкинская» — очень интересно сочетается с метафорическим режиссёрским языком, соединяющим в себе любовь к традиционному психологическому реалистическому театру, вытянутую «готическую» сценографию, контрастную цветовую партитуру и музыку (И.Бах, А.Шнитке), как неотъемлемую часть драматургической ткани спектакля.

Материал вскрывается неспешно, методично погружая зрителя в сновиденческие идеи Достоевского, в его сновиденческие (сновидческие) кошмары, в пресловутый сон во сне, в метафизическое измерение поэтики Достоевского. Представьте, как говорил Эрнст Неизвестный, что вы спите и видите как в окно лезет медведь. Вы в ужасе просыпаетесь, кричите и видите, что уже два медведя, падаете в обморок, приходите в себя, а их уже пять — так нагнетает атмосферу в своих романах Достоевский. Житинкин использует для этого весь арсенал поэтического театра, целостная композиционная форма которого замечательно ложиться на этот великий русский роман. Вышло красивое, тонкое, полифоническое полотно, с бережным отношением к автору, к России.

У спектакля два послевкусия. Первое — чисто театральное — довольно быстро проходит. Второе — смысловое — ещё долго живёт в душе и греет её.

Следует отметить шедевральную работу народного артиста РФ А.В. Клюквина в роли Ардалиона Александровича Иволгина (он же читает текст от автора). Невероятно органичен и убедителен Д.А. Марин в роли Фердыщенко. Хороши народные артисты РФ Б.Г. Невзоров и Л.П. Полякова в ролях генерала Епанчина и его жены, Лизаветы Прокофьевны. Точное попадание в роль у народной артистки РФ А.И. Охлупиной (Нина Александровна, мать Гани) и заслуженной артистки РФ В.В. Андреевой (Варя, сестра Гани). Хорош народный артист РФ А.В. Вершинин в роли Лебедева. На своих местах народный артист РФ В.А. Афанасьев (Тоцкий), М.Марк (Александра), Д.С. Новосельцева (Аделаида), И.А. Кузнецов (Ганя), М.Н. Хрусталёв (Птицын), Д.М. Кривошеев (Радомский). Если по гамбургскому счёту, то чуть не дотягивают Мышкин (А.Е. Дривень), Рогожин (А.Г. Волков) и Настасья Филипповна (П.В. Долинская) с Аглаей (В.В. Шаталова). Но это дело наживное, спектаклю нужно настояться, его наиграют, премьерные швы уйдут, актёры, что называется, дойдут. В постановочном сценическом рисунке есть точки фрагментации, спектаклю есть куда и за счёт чего расти.

В череде «новаторского» буйства, «исследующего феномен русской хтони» (как принято изрекать в известной тусовке), эта работа Житинкина в Малом театре выглядит, ни много ни мало, «информационной диверсией», нарушающей победную поступь их повестки про «рашку-парашку». В наше подленькое либеральное время это подвиг подлинного русского интеллигента. «Идиот» Житинкина в Малом нужно смотреть обязательно, можно и нужно вести молодёжь, идеально для усвоения классического русского литературного произведения школьниками, без тупой чернухи, лютой зауми и русофобских подтекстов.

Не хотел упоминать, но контрапунктом этому спектаклю является, пожалуй, «Идиот» Театра Наций с Дапкунайте в роли Мышкина, которая натурально пищит как мышь весь спектакль. Ещё там есть два здоровенных мужика, один из которых почему-то «Аглая», а другой — «Настасья Филипповна». Всю эту гей-эстетику тридцатилетней свежести и грибную токсичную психоделику, весь этот некрофилиийный style с потугами на весёлость в эстетике «черной» клоунады режиссёр Диденко выдаёт почему-то за Достоевского. И так везде сейчас в «передовых» прозападных театрах, где творцы «нового искусства» с дрожью в голосе высказываются про «эту страну». «Золотую маску», называющуюся почему-то «Национальной» премией, дают в основном за подобные изыски.

Слава Богу, что существует Малый театр! — островок вменяемости в нашем бушующем театральном море. За Год Достоевского в России теперь точно не стыдно.


https://paul-kartashev.livejournal.com/2947075.htm...


Дата публикации: 25.12.2021

19 декабря 2021 года на Основной сцене Малого театра состоялась премьера спектакля «Идиот» по знаменитому роману нашего национального гения Ф.М. Достоевского.

Это второе обращение Малого театра ко второму роману из «великого пятикнижия» Федора Михайловича. Первая его инсценировка на сцене Малого увидела свет рампы в 1899 году. Спектакль прошел всего 8 раз, роль Настасьи Филипповны исполнила М.Н. Ермолова.

Таким образом, премьера второго «Идиота» в Малом театре — через 122 года к 200-летию Достоевского — была знаковая, историческая. Привыкнуть к незаполненному залу в день такой премьеры невозможно, но что поделать — издержки ковидного времени…

«Вся история в этом романе замешана на любви, страстях и деньгах. Продается любовь или нет? Этим начинается сюжет. Кажется, что да. Но потом выясняется, что нет! И ради любви можно жертвовать многим, в том числе и своей жизнью. В романе страшный финал. Его очень сложно сыграть сегодня, с нынешних позиций, с современной интонацией», — сказал режиссёр-постановщик, автор сценической версии и музыкального оформления спектакля народный артист РФ А.А. Житинкин в день первой читки, 25 июня 2021 года.

Художник-постановщик — А.Ю. Шаров. Художник по свету — заслуженный работник культуры РФ А.Е. Изотов.

Музыка, декорации и костюмы сосуществуют нераздельно в пространстве поэтического театра, технологическими тонкостями которого мастерски владеет Житинкин. Питательная среда Малого театра — изначально актёрская, крепкая, «щепкинская» — очень интересно сочетается с метафорическим режиссёрским языком, соединяющим в себе любовь к традиционному психологическому реалистическому театру, вытянутую «готическую» сценографию, контрастную цветовую партитуру и музыку (И.Бах, А.Шнитке), как неотъемлемую часть драматургической ткани спектакля.

Материал вскрывается неспешно, методично погружая зрителя в сновиденческие идеи Достоевского, в его сновиденческие (сновидческие) кошмары, в пресловутый сон во сне, в метафизическое измерение поэтики Достоевского. Представьте, как говорил Эрнст Неизвестный, что вы спите и видите как в окно лезет медведь. Вы в ужасе просыпаетесь, кричите и видите, что уже два медведя, падаете в обморок, приходите в себя, а их уже пять — так нагнетает атмосферу в своих романах Достоевский. Житинкин использует для этого весь арсенал поэтического театра, целостная композиционная форма которого замечательно ложиться на этот великий русский роман. Вышло красивое, тонкое, полифоническое полотно, с бережным отношением к автору, к России.

У спектакля два послевкусия. Первое — чисто театральное — довольно быстро проходит. Второе — смысловое — ещё долго живёт в душе и греет её.

Следует отметить шедевральную работу народного артиста РФ А.В. Клюквина в роли Ардалиона Александровича Иволгина (он же читает текст от автора). Невероятно органичен и убедителен Д.А. Марин в роли Фердыщенко. Хороши народные артисты РФ Б.Г. Невзоров и Л.П. Полякова в ролях генерала Епанчина и его жены, Лизаветы Прокофьевны. Точное попадание в роль у народной артистки РФ А.И. Охлупиной (Нина Александровна, мать Гани) и заслуженной артистки РФ В.В. Андреевой (Варя, сестра Гани). Хорош народный артист РФ А.В. Вершинин в роли Лебедева. На своих местах народный артист РФ В.А. Афанасьев (Тоцкий), М.Марк (Александра), Д.С. Новосельцева (Аделаида), И.А. Кузнецов (Ганя), М.Н. Хрусталёв (Птицын), Д.М. Кривошеев (Радомский). Если по гамбургскому счёту, то чуть не дотягивают Мышкин (А.Е. Дривень), Рогожин (А.Г. Волков) и Настасья Филипповна (П.В. Долинская) с Аглаей (В.В. Шаталова). Но это дело наживное, спектаклю нужно настояться, его наиграют, премьерные швы уйдут, актёры, что называется, дойдут. В постановочном сценическом рисунке есть точки фрагментации, спектаклю есть куда и за счёт чего расти.

В череде «новаторского» буйства, «исследующего феномен русской хтони» (как принято изрекать в известной тусовке), эта работа Житинкина в Малом театре выглядит, ни много ни мало, «информационной диверсией», нарушающей победную поступь их повестки про «рашку-парашку». В наше подленькое либеральное время это подвиг подлинного русского интеллигента. «Идиот» Житинкина в Малом нужно смотреть обязательно, можно и нужно вести молодёжь, идеально для усвоения классического русского литературного произведения школьниками, без тупой чернухи, лютой зауми и русофобских подтекстов.

Не хотел упоминать, но контрапунктом этому спектаклю является, пожалуй, «Идиот» Театра Наций с Дапкунайте в роли Мышкина, которая натурально пищит как мышь весь спектакль. Ещё там есть два здоровенных мужика, один из которых почему-то «Аглая», а другой — «Настасья Филипповна». Всю эту гей-эстетику тридцатилетней свежести и грибную токсичную психоделику, весь этот некрофилиийный style с потугами на весёлость в эстетике «черной» клоунады режиссёр Диденко выдаёт почему-то за Достоевского. И так везде сейчас в «передовых» прозападных театрах, где творцы «нового искусства» с дрожью в голосе высказываются про «эту страну». «Золотую маску», называющуюся почему-то «Национальной» премией, дают в основном за подобные изыски.

Слава Богу, что существует Малый театр! — островок вменяемости в нашем бушующем театральном море. За Год Достоевского в России теперь точно не стыдно.


https://paul-kartashev.livejournal.com/2947075.htm...


Дата публикации: 25.12.2021