Владимир Егорович
27 декабря 2010 г.
«Дон Жуан», спектакль 26 декабря 2010 года. Первая самостоятельная постановка Александра Клюквина, его же стихи. Спектакль стал логическим продолжением «Усилий любви» и «Таинственного ящика». Однако в плане композиционного единства и сбалансированности «Дон Жуан» этим спектаклям проигрывает. Большинство сольных номеров собраны в первой части спектакля и из-за этого, к сожалению, действие топчется на одном месте и представляет собой одну огромную завязку. Тут режиссер явно пожадничал, решив всех и вся наделить музыкальной характеристикой. Многих персонажей можно без зазрения совести их арий лишить, например, командора. Второй акт динамичнее, живее в плане развития действия. Музыка местами страдает чрезмерной узнаваемостью – то те же «Усилия любви» слышатся, а то и вовсе «Belle» из «Собора Парижской богоматери». Впрочем, и удачные номера есть: серенада Дон Жуана на оригинальный текст Алексея Толстого, ария Дона Цезаря. Кстати о Доне Цезаре. Блестящая работа Александра Дривеня. Невероятная легкость, слитость с образом. Короткий эпизод, но запоминается как самый яркий в спектакле. Очень приятно, что в роли Фискала новые для себя интонации нашел Сергей Потапов, чего нельзя сказать о многих других исполнителях. Хорошо бы, чтобы нашли. Решение большинства образов вполне традиционное. Сатана хитер, лукав, ироничен, в конце концов, как и полагается, проваливается в тартарары, проиграв душу Дон Жуана. Борис Невзоров в этой роли как нельзя кстати, отыгрывает все извивы роли на все сто. Сам Дон Жуан у Алексея Фаддеева получился, на мой взгляд, мягковатым, инфернальность всю свою он передарил Сатане (чувствуется, что режиссер больше на лирическую линию нажимал в этом образе, а вот про изменчивость и непостоянство позабыл). А вообще даже очень жаль этого гомункула-жуана, скрючившегося на сцене и вынужденного выслушивать себе диагноз: «Как чувствует себя пациент?» - несколько прямолинейно вопрошает глас с неба. Вообще Дон Жуан Алексея Толстого очень похож на Тамару в лермонтовском «Демоне» - и там и там за душу героя (героини) борются силы добра и зла, а спасает его, конечно, любовь – в нашем случае к Донне Анне. Космологичность сюжета подчеркивается эффектными, почти монохромными декорациям (одна плазменная панель посреди сцены чего стоит! Очень, кстати, уместный ход) и не менее эффектными мизансценами (тут надо отдать режиссеру должное – впечатлить зрителя ему удалось). Средневековый испанский колорит очень удачно передается в танцевальных и мимических номерах. Как говорится, поклон балетмейстеру! В целом, ощущение от просмотра скорее положительное, постановка устоится и будет иметь успех!