Жан
15 ноября 2003 г.
Портреты
Актёры Малого в этом спектакле словно фиксируют первое появление своих персонажей, крупно подают их, тем самым как бы рисуют портреты своих героев и от портрета движутся к образу.
ЛИПОЧКА (Е.Базарова). Это не обаятельная хищница, каковой была героиня Гундаревой в спектакле Гончарова, и не стерва из спектакля Е.Лазарева, которую играла О.Прокофьева. Это расчётливая, хитрая, самодовольная и самодостаточная девушка, на лишения и страдания своих родителей в финале истории она просто не обращает внимания, всё с ними происходящее вне пространства её жизни. Удивительное лицо у этой актрисы - очень некрасивое, крупнощёкое, румяное, оно полно жизни.
ПОДХАЛЮЗИН (С.Тезов). Внешне невзрачный и неприметный, с прилизанными кудрями, он напоминает небольшого червячка или жучка-точильщика, который тихой сапой сжирает огромное бревно, в котором поселился – состояние и дом купца Большова. Этому герою очень подходит его фамилия: есть в нём что-то подлое.
АГРАФЕНА КОНДРАТЬЕВНА (Л.Полякова). Преданное, недалёкое и забитое существо, надо видеть как она пугливо пригибается и прячется за спинку дивана, едва только муж повысит голос и в гневе поднимет руку.
БОЛЬШОВ. А.Кочетков играет его ярко, в лучших традициях Малого театра, портретно чем-то похож на Льва Толстого - окладистая борода, копна седых волос, широкий нос, взгляд только самодовольный. Купец считает себя очень проницательным, самоуверен, взглядом прям впивается в Подхалюзина, думая, что проникает во все тайны его мысли. Тюрьма преображает его, он придёт оттуда, словно народоволец, отрешённый, но не сломленный, исчезнут амбициозные наклонности, гонор богача, его поклон с просьбой о деньгах, читается как просьба о прощении – «Простите меня люди, вот я перед вами такой, как я есть!»