Виктор Павлов: "Голубятня Малого театра".



Недавно Виктор Павлов отпраздновал своё 60-летие. В отличие от многих своих коллег Виктор Павлович регулярно снимается в кино и играет в Малом театре. Ездит на кинофестивали и, похоже, доволен своей жизнью... Мы предлагаем Вашему вниманию интервью с актёром, взятое у него накануне юбилея.

- Виктор Павлович, Вы уже определились, как будете свой день рождения отмечать?
- Даже не представляю! Я бы вообще его не отмечал, но, видимо, придется. Главный режиссер нашего театра Юрий Соломин что-то затевает - хочет, чтобы праздник у меня состоялся. Я его, конечно, поддерживаю, но про себя думаю, что ни к чему все это... (Смеется.)
- А раньше Вы дни рождения тоже старались не отмечать?
- Ну почему же? Ко мне всегда друзья приходят. Приветствуют и подарки дарят. Но дело ведь не в подарках, правда?
- Наверняка и в киноэкспедициях Вас праздник заставал...
- Особенно запомнилось, как в Греции мой день рождения отмечали. Я там снимался у Александра Иншакова в картине "Крестоносец". Ребята накрыли стол и подарили мне футболки с надписью "Мы все - собаки Павлова!".
- Сколько же Вам было лет, когда в Вас проснулось актёрское начало?
- Почти четыре года. Я тогда жил в Большом Комсомольском переулке. Как-то показывали фильм "Белеет парус одинокий". Я на него раз пять ходил, а потом подумал: "А ведь я бы и сам смог, как те мальчишки, в кино сыграть!"
Впрочем, театральное искусство меня тогда больше, чем кино, привлекало. Старшая сестра меня регулярно водила на театральные занятия, а потом на спектакли.
Потом я учился в 126-й школе на Маяковской площади, а в ней, знаете ли, такой театральный заряд всегда существовал. Я во всех местных постановках участвовал! Мы жили в коммунальной квартире, на восемь семей. Иногда по вечерам мы с товарищами собирались на кухне и пели песни под гитару. Хорошее время было...
- А что же дальше?
- Потом я в школу рабочей молодежи поступил и работал в почтовом ящике. Мне нужно было поступать в вуз, а требовался рабочий стаж. О театральном даже мечтать не смел. Позднее одна моя приятельница, которая училась в Щукинском училище, привела меня на занятия в театральную студию при Доме учителя. Там тогда преподавал Владимир Николаевич Богомолов - актёр и режиссер Малого театра. Я пришел в студию, а он мне сразу же дал главную роль в спектакле "Тяжелые дни" по Островскому.
- И Вы решили в театральный поступать?..
- Да, я везде, где только можно, оставил документы, а сам подумал: "Если пролечу, то на актёрской карьере поставлю крест". Но вот, видите, не пролетел... На меня в приемной комиссии Щукинского училища сразу обратили внимание и даже разрешили в каком-то отборочном туре не участвовать.
- Какие герои Вам ближе - положительные или отрицательные?
- Положительными или отрицательными могут быть только стороны характера. А в жизни мы проходим через массу ситуаций, и хороши они или не очень, должен решать тот, кто на самом верху... При этом у каждого человека должен быть некий собственный кодекс, который бы подсказывал, как именно нужно себя вести, чтобы не быть порочным.
- Ну а любимая роль, любимый персонаж у Вас есть?
- Если говорить о том, что мне предлагал театр или кинематограф, то они для меня все любимые без исключения. А как же иначе? Я когда пришел в "Современник", то у меня сразу же было 12 вводов. Вы себе представляете, сколько текста мне нужно было выучить? И как я могу не любить после этого свои актёрские работы?
- Но Вы ведь потом ушли из "Современника"?..
- Да, я очень жёстко поступил. Мне предлагали только вводы, а в новые постановки играть не приглашали. И тогда я ушёл в театр Ермоловой. Я там, кстати, и с супругой познакомился - актрисой Татьяной Говоровой. И дочка Саша родилась, когда я там работал.
- Виктор Павлович, на Ваш взгляд, двум актерам не тяжело жить одной семьёй?
- Если два человека по-настоящему любят, то им должно быть интересно друг с другом в любой ситуации. Любовь так и происходит - в суете и борьбе. Я почему в свое время ушел из театра в кино работать? У нас с Татьяной не было квартиры. Мы то у одних родителей жили, то у других, то по друзьям мотались. Постоянно переезжали, а тем временем дочка подрастала. Вот я и пошел на кооператив зарабатывать.
- А сейчас Вы играете в Малом театре...
- Мне всегда казалось, что в этом театре должны работать очень серьёзные актёры. Люди, которые на своём творческом пути уже одержали некоторые победы. Поэтому, попав в Малый театр, я очень серьезно посмотрел на свою жизнь. Надеюсь, что я смогу в этом театре доработать до конца своих дней, и никуда не буду из него убегать. И самое важное: я очень хочу, чтобы к нам в труппу пришли новые, молодые артисты, и я успел бы вместе с ними поработать.
- Мне очень много рассказывали про Вашу знаменитую голубятню, которая расположена где-то на крыше Малого...
- Я не только голубей - я вообще птиц очень люблю. А получилось так, что в финале спектакля "Мой любимый клоун" актёрам нужно было выпускать в зал четырёх голубей. Мы голубей тогда специально купили, а сегодня на крыше их у меня уже тридцать. И расстаться с ними очень тяжело... Когда я их выпускаю и они летают, то мне кажется, что это не голуби, а души актёров, которые в своё время работали в нашем театре. Сейчас, конечно, сложно за ними ухаживать, с кормом тоже проблемы... Но что ж делать: они улетают и всегда возвращаются обратно.
- Как Вам удается так много сниматься в кино?
- Вот уж чего не знаю, того не знаю! На самом деле у нас очень много хороших, достойных актёров. Но то, о чем вы меня спрашиваете, достаточно субъективный вопрос, который всегда остается на совести режиссёра.
- Ну а в целом, как вы сегодня живете?
- Наверное, я счастлив. В моей душе живёт профессия, моя семья всегда со мной... Внучка у меня совершенно головокружительная девочка. Ей почти три года, зовут её Наташа. Она такая озорная! Смотрит на бабушку с дедушкой и говорит: "Бабуля! И ты, дедуля! Вы очень эмоциональные люди!" Она когда по телевизору в каком-нибудь фильме меня увидит, то сразу же затихает и очень внимательно смотрит. А дочка рассказывает, что на улице Наташа говорит: "А у меня дедушка очень большой актёр!"

Беседовал Андрей Тумаркин