Евгения Константиновна Глушенко, народная артистка России, лауреат Государственной премии России, родилась 4 сентября 1952 г. в Ростове-на-Дону. Отучившись год в ростовском театральном вузе, она уехала в столицу, где поступила в ВТУ им. М.С.Щепкина на курс знаменитого актёра, режиссёра и педагога, народного артиста СССР М.И.Царёва. В 1974 г. Евгения Константиновна окончила училище и получила приглашение в Костромской театр, однако уже через неделю её зачислили в труппу Малого.
Огромную роль в жизни Глушенко сыграл М.И.Царёв – она была любимой ученицей мастера. Михаил Иванович продолжил пестовать талант актрисы и в стенах театра. Евгения Глушенко сыграла в трёх постановках вместе со своим учителем, причём везде у них было прямое партнёрство. В двух спектаклях Царёв и его ученица исполняли роли отца и дочери: Лир и Корделия в «Короле Лире» У.Шекспира, Веррина и Берта в «Заговоре Фиеско в Генуе» Ф.Шиллера. В знаковой для Малого комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» они сыграли Фамусова и Лизу – постановка стала первой премьерой с участием молодой актрисы.
В спектакле В.Н.Иванова и М.И.Царёва, где едва ли не каждая работа вошла в историю искусства, Евгения Глушенко не только не затерялась на фоне именитых партнёров. Вчерашняя выпускница обратила на себя внимание зрителей и критиков, увидевших в ней восходящую звезду отечественной сцены.
На сегодняшний день Евгения Константиновна Глушенко работает в Малом театре более 40 лет. За прошедшие годы она сыграла 25 ролей – может показаться, что это не так и много, однако в каждой из них талант исполнительницы высвечивается новыми гранями. Органичность, женственность, мягкий лиризм сочетается у Глушенко с яркой творческой индивидуальностью, обаянием, погружением в психологию персонажа, тонким юмором и природным вкусом – чувство меры никогда не изменяет актрисе, даже если её героини – эталон пошлости и мещанства, как Глафира Бербенчук («Пир победителей» А.И.Солженицына) или Зюзюшка («Иванов» А.П.Чехова).
Евгения Глушенко может на сцене буквально всё – нет такого жанра или психологического типа, который она не сумела бы воплотить. В галерее характеров, созданных актрисой, трагические героини (Берта, Корделия) соседствуют с находчивыми весёлыми субретками (Лиза в «Горе от ума», Сюзанна из «Преступной матери, или Второго Тартюфа» П.О.Бомарше), сильные волевые женщины (Жозефина Понтиу в «Корсиканке» И.Губача, Барабошева в «Правде хорошо, а счастье лучше» А.Н.Островского) – с наивными простушками (Купавина в «Волках и овцах» А.Н.Островского).
Одно из отличительных качеств героинь Евгении Глушенко – их неподдельная чистота. Таковы Берта, Мари-Жозеф («Мамуре» Ж.Сармана), Зоя Окоёмова («Красавец мужчина» А.Н.Островского), Маша («Дикарка» А.Н.Островского). А на другом полюсе – персонажи совсем иного рода: Ефросинья губит доверившегося ей, любящего царевича («Царь Пётр и Алексей» Ф.Горенштейна), Матрёна со всей страстью отдаётся преступному чувству («Горячее сердце» А.Н.Островского), Белина терпеливо ждёт, когда постылый супруг отправится наконец к праотцам («Мнимый больной» Ж.Б.Мольера). Героини актрисы ярче всего раскрываются в любви, и это даёт Глушенко возможность использовать всю свою палитру, от акварельных полутонов до сочных красок характерности, а порой и бытового рисунка, как в комедии «Рождество в доме Купьелло» Э. Де Филиппо, где Евгения Константиновна сыграла замученную проблемами мать итальянского семейства.
Создаваемые актрисой образы всегда интересны чисто по-человечески. Княгиня Лиз («Холопы» П.П.Гнедича) «эпатировала сцену ультрамодными туалетами, а зал – замечательно безнравственными рассуждениями о том, как надобно обращаться с холопами и чем Париж любезнее Москвы. Гнедич писал Лиз с презрением. Глушенко сыграла так, что вызывала улыбку и восторг от очаровательного лицедейства. Героиня актрисы была прелестно глупа, обворожительно самоуверенна и задорно отважна» (Светлана Овчинникова, буклет «Евгения Глушенко» из серии «Библиотека Малого театра»). Мавра Тарасовна Барабошева, держащая в страхе весь дом, встретив престарелого «миленького», которого не видела десятки лет, становится доброй и великодушной («Правда – хорошо, а счастье лучше» А.Н.Островского – эта роль принесла актрисе Государственную премию России). Меланья Кирпичёва, богатая и необразованная купеческая вдова, влюбившись в учёного, искренне хочет подняться над собой, над своей средой – но не находит ничего лучше, как попробовать купить предмет обожания («Дети солнца» М.Горького).
Евгении Глушенко довелось работать с лучшими отечественными режиссёрами, в числе которых Леонид Хейфец, Борис Львов-Анохин, Борис Морозов, Сергей Женовач, Адольф Шапиро. В 1996 г. вслед за Борисом Морозовым актриса перешла в театр Российской Армии. Евгения Константиновна была плотно занята в репертуаре – она играла Веру Филипповну («Сердце не камень» А.Н.Островского), Василису («На дне» М.Горького) и Эмилию («Отелло» У.Шекспира). В 2000 г. актриса вернулась в Малый.
Театральные работы принесли Глушенко ряд профессиональных наград, в числе которых премия СТД «Хрустальная роза» за роль Матрёны («Горячее сердце»). Маланья в «Детях солнца» была отмечена на Седьмом международном театральном форуме «Золотой витязь», а также удостоена Международной театральной премии им. К.С.Станиславского – оба раза в номинации «Лучшая женская роль».
Евгения Глушенко – одна из самых любимых зрителями киноактрис. Она известна благодаря таким фильмам как «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Несколько дней из жизни И.И.Обломова», «Впервые замужем» (приз за лучшее исполнение женской роли на кинофестивале в Душанбе), «Влюблён по собственному желанию» (приз за лучшее исполнение женской роли на Международном кинофестивале в Западном Берлине), «Уникум», «Зина-Зинуля», «Полицейские и воры», «Три женщины и мужчина», «Прощание в июне», «Живи и помни», короткометражке «Тёмные аллеи». На счету актрисы участие в сериалах «Жизнь Клима Самгина», «Королева Марго», «Зал ожидания», «С новым счастьем!», «Группа счастья» и др.
Роли в Малом театре:
1974 г. Кристина «Средство Макропулоса» К. Чапека
1975 г. Лиза «Горе от ума» А.С. Грибоедова
1975 г. Конек «Конек-горбунок» П. Ершова
1975 г. Раиса «Касатка» А.Н. Толстого
1976 г. Женя «Беседы при ясной луне» по В. Шукшину
1977 г. Берта «Заговор Фиеско в Генуе» Ф. Шиллера
1978 г. Зепюр «Головокружение» Г.Саркисяна
1979 г. Мари-Жозеф «Мамуре» Ж. Сармана
1979 г. Корделия «Король Лир» В. Шекспира
1983 г. Тучкова «Картина» по Д. Гранину
1984 г. Лида «Рядовые» А. Дударева
1985 г. Зоя Окоемова «Красавец-мужчина» А.Н. Островского
1987 г. Лиз «Холопы» П.П. Гнедича
1990 г. Марья Петровна «Дикарка» А.Н. Островского и Н.Я. Соловьева
1991 г. Ефросинья «Царь Петр и Алексей» Ф. Горенштейна
1992 г. Матрена «Горячее сердце» А.Н. Островского
1994 г. Сюзанна «Преступная мать, или Второй Тартюф» П.-К. Бомарше
1995 г. Глафира «Пир победителей» А. Солженицына
2001 г. Зинаида Савишна «Иванов» А.П. Чехова
2001 г. Купавина «Волки и овцы» А.Н. Островского
2002 г. Жозефина «Корсиканка» И. Губача
2002 г. Мавра Тарасовна Барабошева «Правда — хорошо, а счастье лучше» А.Островского
2005 г. Белина «Мнимый больной» Ж.-Б. Мольера
2008 г. Мелания, «Дети солнца» М. Горького, режиссёр А. Шапиро
2020 г. Кончетта, "Рождество в доме Купьелло" Эдуардо Де Филиппо, режиссер Стефано Де Лука
Роли на сцене Театра Российской Армии
1997 г. Вера Филипповна «Сердце не камень» А.Н.Островского
1998 г. Василиса «На дне» А.М.Горького
1999 г. Эмилия «Отелло» У. Шекспира
Евгения Константиновна Глушенко, народная артистка России, лауреат Государственной премии России, родилась 4 сентября 1952 г. в Ростове-на-Дону. Отучившись год в ростовском театральном вузе, она уехала в столицу, где поступила в ВТУ им. М.С.Щепкина на курс знаменитого актёра, режиссёра и педагога, народного артиста СССР М.И.Царёва. В 1974 г. Евгения Константиновна окончила училище и получила приглашение в Костромской театр, однако уже через неделю её зачислили в труппу Малого.
Огромную роль в жизни Глушенко сыграл М.И.Царёв – она была любимой ученицей мастера. Михаил Иванович продолжил пестовать талант актрисы и в стенах театра. Евгения Глушенко сыграла в трёх постановках вместе со своим учителем, причём везде у них было прямое партнёрство. В двух спектаклях Царёв и его ученица исполняли роли отца и дочери: Лир и Корделия в «Короле Лире» У.Шекспира, Веррина и Берта в «Заговоре Фиеско в Генуе» Ф.Шиллера. В знаковой для Малого комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» они сыграли Фамусова и Лизу – постановка стала первой премьерой с участием молодой актрисы.
В спектакле В.Н.Иванова и М.И.Царёва, где едва ли не каждая работа вошла в историю искусства, Евгения Глушенко не только не затерялась на фоне именитых партнёров. Вчерашняя выпускница обратила на себя внимание зрителей и критиков, увидевших в ней восходящую звезду отечественной сцены.
На сегодняшний день Евгения Константиновна Глушенко работает в Малом театре более 40 лет. За прошедшие годы она сыграла 25 ролей – может показаться, что это не так и много, однако в каждой из них талант исполнительницы высвечивается новыми гранями. Органичность, женственность, мягкий лиризм сочетается у Глушенко с яркой творческой индивидуальностью, обаянием, погружением в психологию персонажа, тонким юмором и природным вкусом – чувство меры никогда не изменяет актрисе, даже если её героини – эталон пошлости и мещанства, как Глафира Бербенчук («Пир победителей» А.И.Солженицына) или Зюзюшка («Иванов» А.П.Чехова).
Евгения Глушенко может на сцене буквально всё – нет такого жанра или психологического типа, который она не сумела бы воплотить. В галерее характеров, созданных актрисой, трагические героини (Берта, Корделия) соседствуют с находчивыми весёлыми субретками (Лиза в «Горе от ума», Сюзанна из «Преступной матери, или Второго Тартюфа» П.О.Бомарше), сильные волевые женщины (Жозефина Понтиу в «Корсиканке» И.Губача, Барабошева в «Правде хорошо, а счастье лучше» А.Н.Островского) – с наивными простушками (Купавина в «Волках и овцах» А.Н.Островского).
Одно из отличительных качеств героинь Евгении Глушенко – их неподдельная чистота. Таковы Берта, Мари-Жозеф («Мамуре» Ж.Сармана), Зоя Окоёмова («Красавец мужчина» А.Н.Островского), Маша («Дикарка» А.Н.Островского). А на другом полюсе – персонажи совсем иного рода: Ефросинья губит доверившегося ей, любящего царевича («Царь Пётр и Алексей» Ф.Горенштейна), Матрёна со всей страстью отдаётся преступному чувству («Горячее сердце» А.Н.Островского), Белина терпеливо ждёт, когда постылый супруг отправится наконец к праотцам («Мнимый больной» Ж.Б.Мольера). Героини актрисы ярче всего раскрываются в любви, и это даёт Глушенко возможность использовать всю свою палитру, от акварельных полутонов до сочных красок характерности, а порой и бытового рисунка, как в комедии «Рождество в доме Купьелло» Э. Де Филиппо, где Евгения Константиновна сыграла замученную проблемами мать итальянского семейства.
Создаваемые актрисой образы всегда интересны чисто по-человечески. Княгиня Лиз («Холопы» П.П.Гнедича) «эпатировала сцену ультрамодными туалетами, а зал – замечательно безнравственными рассуждениями о том, как надобно обращаться с холопами и чем Париж любезнее Москвы. Гнедич писал Лиз с презрением. Глушенко сыграла так, что вызывала улыбку и восторг от очаровательного лицедейства. Героиня актрисы была прелестно глупа, обворожительно самоуверенна и задорно отважна» (Светлана Овчинникова, буклет «Евгения Глушенко» из серии «Библиотека Малого театра»). Мавра Тарасовна Барабошева, держащая в страхе весь дом, встретив престарелого «миленького», которого не видела десятки лет, становится доброй и великодушной («Правда – хорошо, а счастье лучше» А.Н.Островского – эта роль принесла актрисе Государственную премию России). Меланья Кирпичёва, богатая и необразованная купеческая вдова, влюбившись в учёного, искренне хочет подняться над собой, над своей средой – но не находит ничего лучше, как попробовать купить предмет обожания («Дети солнца» М.Горького).
Евгении Глушенко довелось работать с лучшими отечественными режиссёрами, в числе которых Леонид Хейфец, Борис Львов-Анохин, Борис Морозов, Сергей Женовач, Адольф Шапиро. В 1996 г. вслед за Борисом Морозовым актриса перешла в театр Российской Армии. Евгения Константиновна была плотно занята в репертуаре – она играла Веру Филипповну («Сердце не камень» А.Н.Островского), Василису («На дне» М.Горького) и Эмилию («Отелло» У.Шекспира). В 2000 г. актриса вернулась в Малый.
Театральные работы принесли Глушенко ряд профессиональных наград, в числе которых премия СТД «Хрустальная роза» за роль Матрёны («Горячее сердце»). Маланья в «Детях солнца» была отмечена на Седьмом международном театральном форуме «Золотой витязь», а также удостоена Международной театральной премии им. К.С.Станиславского – оба раза в номинации «Лучшая женская роль».
Евгения Глушенко – одна из самых любимых зрителями киноактрис. Она известна благодаря таким фильмам как «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Несколько дней из жизни И.И.Обломова», «Впервые замужем» (приз за лучшее исполнение женской роли на кинофестивале в Душанбе), «Влюблён по собственному желанию» (приз за лучшее исполнение женской роли на Международном кинофестивале в Западном Берлине), «Уникум», «Зина-Зинуля», «Полицейские и воры», «Три женщины и мужчина», «Прощание в июне», «Живи и помни», короткометражке «Тёмные аллеи». На счету актрисы участие в сериалах «Жизнь Клима Самгина», «Королева Марго», «Зал ожидания», «С новым счастьем!», «Группа счастья» и др.
Роли в Малом театре:
1974 г. Кристина «Средство Макропулоса» К. Чапека
1975 г. Лиза «Горе от ума» А.С. Грибоедова
1975 г. Конек «Конек-горбунок» П. Ершова
1975 г. Раиса «Касатка» А.Н. Толстого
1976 г. Женя «Беседы при ясной луне» по В. Шукшину
1977 г. Берта «Заговор Фиеско в Генуе» Ф. Шиллера
1978 г. Зепюр «Головокружение» Г.Саркисяна
1979 г. Мари-Жозеф «Мамуре» Ж. Сармана
1979 г. Корделия «Король Лир» В. Шекспира
1983 г. Тучкова «Картина» по Д. Гранину
1984 г. Лида «Рядовые» А. Дударева
1985 г. Зоя Окоемова «Красавец-мужчина» А.Н. Островского
1987 г. Лиз «Холопы» П.П. Гнедича
1990 г. Марья Петровна «Дикарка» А.Н. Островского и Н.Я. Соловьева
1991 г. Ефросинья «Царь Петр и Алексей» Ф. Горенштейна
1992 г. Матрена «Горячее сердце» А.Н. Островского
1994 г. Сюзанна «Преступная мать, или Второй Тартюф» П.-К. Бомарше
1995 г. Глафира «Пир победителей» А. Солженицына
2001 г. Зинаида Савишна «Иванов» А.П. Чехова
2001 г. Купавина «Волки и овцы» А.Н. Островского
2002 г. Жозефина «Корсиканка» И. Губача
2002 г. Мавра Тарасовна Барабошева «Правда — хорошо, а счастье лучше» А.Островского
2005 г. Белина «Мнимый больной» Ж.-Б. Мольера
2008 г. Мелания, «Дети солнца» М. Горького, режиссёр А. Шапиро
2020 г. Кончетта, "Рождество в доме Купьелло" Эдуардо Де Филиппо, режиссер Стефано Де Лука
Роли на сцене Театра Российской Армии
1997 г. Вера Филипповна «Сердце не камень» А.Н.Островского
1998 г. Василиса «На дне» А.М.Горького
1999 г. Эмилия «Отелло» У. Шекспира