Ирина
10 апреля 2023 г.
Очень интересно. Нам показали другое "Собачье сердце", поэтому сравнивать с фильмом Бортко нельзя. Там была остарая социальная сатира , по сути, гротеск, здесь же философская притча. В спектакле показан конфликт "отцов и детей" - проф.Преображенского с Шариковым и наркома со Швондером. Если в фильме Бортко Шариков был настоящая скотина, то в спектакле (до превращения в сотрудника очистки) это кабацкий поэт "как бы Есенин". Да, он неотесан, невоспитан, но вполне добродушен. И в монстра его превращает не Швондер, а отвергающий его профессор, не желающий признать в нем своего "незаконнорожденного сына" (свое творение). Швондер - идеалист, он хочет, чтобы все было по закону, а противостоит ему сила коррупции. В устах профессора Василия Бочкарева многие крылатые сатирические фразы, вроде "Разруха не в сортирах, а в головах", звучат не смешно, так как сейчас это уже трюизмы, много раз в разных ситуациях слышанные, а профессор не юморит, а брюзжит. И доктор Борменталь, не зная, как на все это реагировать, чтобы избежать неловкой ситуации, достает блокнотик - записать. Чувствуется, что все это уже было повторено много раз - профессор оседлал своего конька. Очень хорошо показана неоднозначность образа Преображенского - нечистоплотного светила, не желающего нести ответственность за свое творение. Вжик-вжик, быстренько ликвидировал последствия своего открытия и сидит довольный улыбается, как ловко все провернул. Образы выстроены очень тщательно. Прекрасно сыграна подобострастность Борменталя, только позой, только мимикой. Очень хорош нарком, сыграна тонкая грань между зависимостью от профессора и некоторой брезгливостью к его экспериментам: сколько бы раз не повторил:"Я Вас очень уважаю", чувствуется в его жестах, рысканье глазами, не уважение, а поиск выгоды. Да, все мы миллионы раз смотрели великолепный фильм В. Бортко, и надо, думаю, обладать немалым мужеством, чтобы предложить нам совершенно другую трактовку ставших хрестоматийными персонажей. Браво!